10.10.2024 11:18
Персоны.
Просмотров всего: 11360; сегодня: 3.

Александр Штепенко первым бомбил Берлин в августе 1941 года

Александр Штепенко первым бомбил Берлин в августе 1941 года

10 августа 1941 года с интервалом в несколько минут в небо над военным аэродромом в г. Пушкине под Ленинградом взмыли 10 бомбардировщиков 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Одним из них управлял сам командир дивизии, легендарный полярный летчик, Герой Советского Союза М.В. Водопьянов. Флаг-штурманом его экипажа был Александр Павлович Штепенко. Целью этого боевого вылета самолетов дивизии был Берлин.

12 августа на страницах газеты «Красная звезда» появилась статья «Налет советских самолетов на район Берлина», в которой говорилось: «Сброшены зажигательные и фугасные бомбы большой силы. В Берлине вспыхнули большие пожары и наблюдались серьезные взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы, за исключением одного самолета, который разыскивается». Подлинная информация на долгие годы оказалась под грифом «совершенно секретно». Самолет М.В. Водопьянова после успешного выполнения задания совершил вынужденную посадку на оккупированной территории. Экипаж только через два дня вышел к своим. Видимо, именно его и имела в виду «Красная Звезда».

О том, как все было на самом деле, свидетельствуют бортовые журналы, маршрутные листы, записные книжки и дневники из личного фонда А.П. Штепенко, хранящегося в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ):

«В 21 ч. 39 м. на Н-4500 м был над исходным ориентиром, откуда на нас пытались стрелять холостыми выстрелами и от некоторых мы избавились одной ракетой… Следующий ориентир встретил нас таким жестоким огнем без всякого предупреждения, что мы еле успели унести от него наши крылья, благодаря М.В.[Водопьянову], который первый обнаружил огонь и своевременно отвернул в сторону… Через три с половиной часа полета под нами ясно видна береговая черта… И в это время что-то получилось неладное с правым крайним мотором и пилоты жалуются на плохую управляемость машины, и на сильный угар… Машина плохо держит курс и пилоты…, не видя приборов, ведут самолет, лишь бы не свалиться, а я, не отрывая глаз от компаса, кричу летчикам сколько завернуть вправо или влево… Капитан показывает, что надо выше идти, и ничего капитан не знает, что мы идем на трех моторах и того, что пилот задыхался в дыму и того, что и у меня, и у самого капитана кислород на исходе… Часы показали 01 ч. 55 м. 11-го августа, расчетное время для подхода на цель… Легкое нажатие кнопки и одна за другой вниз полетели наши гостинцы, после чего команда пилотам развернуться на обратный курс… Забегали прожектора, засверкали разрывы снарядов по нашему боевому курсу, но мы шли уже обратно и вскоре были недосягаемы. …горючее катастрофически убывает... самолет неуклонно сыплется вниз, туда, где сейчас все в огне, и где ничего не поймешь, где наши, а где ваши. …По моим предположениям от места посадки самолета нам следовало пройти около 30 км к морю – к спасению, и я всячески, идя впереди, нажимал, чтобы к вечеру добраться к своим… В ногах наше спасение, и я еще, и еще раз вспоминал посадку М.В., в результате которой среди нас нет раненых…».

Будущий штурман полярной авиации Александр Штепенко родился в 1904 г., в селе Великомихайловка Екатеринославской губернии. В 1926 г. был призван в Красную армию, служил на Черноморском флоте. После окончания школы радистов в Кронштадте направлен в Севастополь командиром отделения по радио в гидроавиацию. В 1933 г. он был переведен в Москву в НИИ ВВС. С 1934 г. по июль 1941 г. участвовал в пятнадцати арктических воздушных экспедициях полярной авиации Главсевморпути. В их числе было восемь летных экспедиций на гидросамолетах (летающие лодки) с основной задачей производства ледовых радиоразведок и проводки кораблей во льдах Северного Ледовитого океана. В 1937 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени за участие в первом трансарктическом воздушном перелете в зимних условиях в Арктике. В 1939 г. окончил Курсы высшей подготовки штурманов при Военно-воздушной инженерной академии. Участник советско-финляндской войны 1939–1940 гг.

В одном из боевых вылетов осенью 1941 г. А.П. Штепенко совершил еще один уникальный штурманский подвиг. При сильном боковом ветре сумел сбросить 10 бомб точно по длине движущегося эшелона с боеприпасами. В мае 1942 г. капитан Штепенко в качестве штурмана экипажа (командир майор Э.К. Пусеп, вместе с которым он летал на Берлин) на бомбардировщике «ТБ-7» участвовал в выполнении правительственного задания по доставке советской делегации во главе с наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым в США рискованным маршрутом через Атлантику, с промежуточными посадками в Шотландии, Исландии и Канаде. Возвращение из Америки оказалось еще труднее. Между Ньюфаундлендом и Гренландией самолет попал в сложную метеорологическую обстановку. Началось его обледенение, пропала связь с внешним миром. Самолет пробивался вслепую, но А.П. Штепенко ни разу не уклонился от правильного курса. За успешно выполненный, сложный и опасный перелет А.П. Штеменко было присвоено звание Героя Советского Союза.

До конца 1945 г. Штепенко служил в авиации дальнего действия. Совершил более 100 ночных вылетов. В феврале 1946 г. в звании подполковника вернулся в полярную авиацию Главсевморпути на должность главного штурмана. За последние десять лет службы участвовал во всех высокоширотных воздушных арктических экспедициях и в высадке всех послевоенных дрейфующих станций в центре Арктики от СП-2 до СП-7. За все время службы Штепенко налетал два миллиона километров и был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени.

Автор: М.М. Альтман, к.и.н., Российский государственный архив экономики (РГАЭ).

Заглавное изображение: Википедия.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Герой Советского Союза летчик-штурман А.П. Штепенко. 1942 г. РГАЭ
Герой Советского Союза летчик-штурман А.П. Штепенко. 1942 г. РГАЭ

Герой Советского Союза летчик М.В. Водопьянов. 12 апреля 1939 г. РГАЭ
Герой Советского Союза летчик М.В. Водопьянов. 12 апреля 1939 г. РГАЭ

Военный билет капитана А.П. Штепенко. 1940 г. РГАЭ
Военный билет капитана А.П. Штепенко. 1940 г. РГАЭ

Планшет штурмана А.П. Штепенко. [1941–1945 гг.]. РГАЭ
Планшет штурмана А.П. Штепенко. [1941–1945 гг.]. РГАЭ

Планшет штурмана А.П. Штепенко. [1941–1945 гг.]. РГАЭ
Планшет штурмана А.П. Штепенко. [1941–1945 гг.]. РГАЭ

Бортовой журнал № 1 вылетов на бомбардировку Берлина 10–11 августа 1941 г. в составе экипажа: командира М.В. Водопьянова, штурмана А.П. Штепенко, летчика Э.К. Пусэпа. 10–11 августа 1941 г. РГАЭ
Бортовой журнал № 1 вылетов на бомбардировку Берлина 10–11 августа 1941 г. в составе экипажа: командира М.В. Водопьянова, штурмана А.П. Штепенко, летчика Э.К. Пусэпа. 10–11 августа 1941 г. РГАЭ

Бортовой журнал № 32 вылета в США 1–2 мая 1942 г. в составе экипажа: командира Э.К. Пусэпа, штурмана А.П. Штепенко, летчика С.М. Романова. 1–2 мая 1941 г. РГАЭ
Бортовой журнал № 32 вылета в США 1–2 мая 1942 г. в составе экипажа: командира Э.К. Пусэпа, штурмана А.П. Штепенко, летчика С.М. Романова. 1–2 мая 1941 г. РГАЭ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10909 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_9337
Поделиться:

Интересно:

Возвращаем имена Победы
25.04.2025 18:35 Мероприятия
Возвращаем имена Победы
28-29 апреля в Алматы состоится международная конференция «Возвращённые имена Победы». Мероприятие пройдёт под девизом «80 лет Великой Победы – от доблести к суверенитету» и объединит историков и поисковиков, исследователей и педагогов из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Словении и других стран. Цель конференции – расширить исследовательскую работу по увековечению памяти воинов-победителей в Великой Отечественной войне, отдать дань уважения всем советским людям, которые сражались на фронте и трудились в тылу. Это продолжение той деятельности, которая Ассамблея народов Евразии и Африки последовательно ведёт в рамках сохранения исторической памяти, стремясь к справедливости и сохранению памяти о подвигах всех народов, победивших нацизм.К конференции «Возвращённые имена Победы» на Медиаплатформе «Сеть истории» открыт специальный проект «Герои Центральной Азии в Великой...
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
25.04.2025 17:21 Мероприятия
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
Праздничные мероприятия пройдут с 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах. К празднованию 80-летия Великой Победы в Москве подготовлена масштабная программа. О том, как в столице отметят этот юбилей, рассказал Сергей Собянин в своем блоге. «80 лет назад завершилась Великая Отечественная война, священная война за свободу, добро и правду. 9 мая — величайшая дата для всех поколений россиян. В этом году мы отметим ее фестивалем “Московская весна Победы”. С 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах будем праздновать Победу, вспоминать и рассказывать детям и внукам о подвигах наших героев...
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
25.04.2025 10:07 Аналитика
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
Разгром кёнигсбергской группировки создал благоприятные условия для окончательного уничтожения остатков восточно-прусской группировки — группы «Земланд». Войска 3-го Белорусского фронта под командованием А. М. Василевского 13 апреля почти без паузы перешли в наступление против немецких войск, закрепившихся на Земландском полуострове и военно-морской базе Пиллау. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены. Уничтожением гитлеровской группировки на Земландском полуострове закончилась Восточно-Прусская операция. Положение и силы сторон СССР. Чтобы сразу сломить сильную оборону противника и не затягивать боевые действия, маршал Василевский решил привлечь к операции пять общевойсковых армий. 2-я гвардейская, 5-я, 39-я и 43-я армии были в первом эшелоне, 11-я гвардейская армия — во втором. Для этого произвели перегруппировку сил: фронт, который ранее занимали 2-я гвардейская и 5-я...
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
23.04.2025 16:11 Новости
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
Решение о формировании дивизий народного ополчения было принято 2 июля 1941 года Государственным комитетом обороны. Добровольческие отряды создавались из гражданских жителей столицы и Подмосковья, которые не подлежали призыву на срочную службу. Призыв в народное ополчение проводился в два этапа. Первый проходил с 6 по 20 июля 1941 года, второй — с 26 по 30 августа 1941 года. Было принято решение о формировании по Москве 25 дивизий. Но в результате успели укомплектовать только 12. В общей сложности в них числились около 120 тысяч человек. Уже в сентябре 1941 года они вошли в состав стрелковых дивизий, получив войсковые номера. В ополченцы брали не всех: туда не принимались люди с плохим здоровьем и высококвалифицированные специалисты, чьи знания и опыт могли пригодиться в тылу. Да и те, кого все-таки отобрали, зачастую сталкивались с непредвиденными трудностями. Снабдить вооружением и...
Москва представит опыт «умного города» на GITEX Asia Singapore 2025
22.04.2025 11:16 Мероприятия
Москва представит опыт «умного города» на GITEX Asia Singapore 2025
Москва представит лучшие городские практики в сфере цифровизации и устойчивого развития на международной выставке GITEX Asia Singapore 2025. На стенде Москвы будут представлены ключевые технологические компании и научно-образовательные организации столицы, демонстрирующие передовые решения в сфере ИТ, городского управления, видеоаналитики, коммуникаций и цифровой безопасности. Среди участников — разработчик программных решений для органов власти KeySystems, компания VisionLabs, специализирующаяся на технологиях распознавания лиц и видеоаналитике для «умного города», а также Fivegen, представившая систему мониторинга состояния городской среды на основе видеодетекторов. Инновационные коммуникационные решения продемонстрирует IVA Technologies, в том числе защищённые платформы видеосвязи для госструктур и бизнеса. Высокотехнологичные симуляторы и обучающие комплексы представит...