13.09.2024 10:01
Новости.
Просмотров всего: 16623; сегодня: 6.

Штурман арктических трасс

Штурман арктических трасс

12 августа 1937 года стартовал межконтинентальный трансполяр­ный перелет СССР — США. На борту самолета Н-209 под командовани­ем Героя Советского Союза С.А. Леваневского находился и уроженец Мариуполя штурман В.И. Левченко.

13 августа связь с самолетом Леваневского оборвалась… 

Виктор Иванович Левченко приехал в Мариуполь навестить мать осенью 1936 года.

Вместе со своим командиром и другом Сигизмундом Александро­вичем Леваневским он только что совершил беспримерный по тому времени межконтинентальный перелет протяженностью в 20 тысяч ки­лометров. На самолете «Вольти» отважные летчики перелетели из США в СССР, причем большая часть их маршрута проходила над Арктикой.

«Ваш перелет, — писал в своей приветственной телеграмме Отто Юльевич Шмидт, — соединил через Арктику Америку, Азию и Европу и является блестящей подготовкой к осуществлению великой идеи трансарктической связи между материками». А «Правда» в те дни пи­сала:

«В историю советской авиации входит еще одна победа. В борьбе за освоение международного пути Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко вписали великолепную, полную мужества, отваги и мастер­ства страницу».

В Москве на аэродроме им устроили торжественную встречу. Руко­водители партии и правительства пожимали им руки, звучали приветственные речи, гремели аплодисменты. Затем их усадили в открытую машину, увитую цветами, и повезли в Москву.

Горячо встретили Виктора Левченко и в Мариуполе.

Он родился в этом городе, когда раскаты первой русской революции сотрясали страну. Его отец, паровозный машинист, вместе с мариупольскими же­лезнодорожниками активно уча­ствовал в декабре 1905 года во всеобщей политической забас­товке рабочих и служащих желез­ных дорог России. Виктору ис­полнилось одиннадцать, когда грянул Октябрь. Он учился в шко­ле, которая сейчас носит № 21. Подросток самозабвенно любил море, но с неменьшей силой влекло его в Пятый океан, в небо. Он нашел счастливую возмож­ность соединить эти две страс­ти: стал штурманом морской  авиации, служил на Черномор­ском флоте.

Молодой, красивый, жизнерадостный, остроумный, с новеньким ор­деном Ленина на груди, он сразу же завоевал симпатии и любовь своих земляков. Он встретился с ильичевскими металлургами, с другими трудящимися города, и всегда в залах, где эти встречи происходили, безукоризненная тишина поминутно взрывалась аплодисментами и хохотом, потому, что Виктор Иванович рассказывал о своей работе с Леваневским так, будто их полеты были увеселительными пригород­ными прогулками со смешными недоразумениями и уморительными приключениями. Но слушатели знали, какое мужество, высокое мас­терство проявили эти два человека, чьи имена знала вся страна, — Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко.

Они познакомились и подружились в 1933 году. Леваневский полу­чил тогда ответственное задание перегнать летающую лодку «Дорнье — Валь» из Севастополя в Хабаровск, оттуда перелететь на Чукотку и об­служивать ледовой разведкой морские транспортные суда на Северном морском пути.

«В Хабаровске, — читаем мы в книге «Жизнь, отданная Арктике», — в экипаже появился штурман-радист Виктор Левченко — ладный черно­морский моряк крепкого сложения и веселого нрава. Он привез штур­манское оборудование, обмундирование для экипажа и… бесчислен­ное количество украинских песен, которые он прекрасно исполнял под собственный аккомпанемент».

Новый штурман сразу же занялся разработкой маршрута на Чукот­ку, но лететь пришлось в ином направлении: экипажу неожиданно вручили правительственную телеграмму с новым заданием. Американ­ский летчик Джимми Маттерн, стартовав из Бенфильда (США), начал скоростной кругосветный перелет, но в районе Анадыря потерпел ава­рию. Через двенадцать дней его нашли чукчи и привезли в Анадырь, откуда Маттерн слал телеграмму за телеграммой в Ном, городок на Аляске, конечный пункт кругосветного перелета. Госдепартамент США обратился к Советскому правительству за помощью.

Дипломатических отношений между нашими странами тогда еще не было, но президентом США уже стал Франклин Рузвельт и начал осуществляться его «новый курс». В этих условиях задание, которое получил экипаж Леваневского — разыскать американского летчика и доставить его в США, - было не только актом гуманизма, оно имело политическое значение.

Хотя на самолете Леваневского не успели установить рацию и на­ладить освещение, экипаж вылетел немедленно.

В те дни «Известия» писали: «Перелет Леваневского из Севастопо­ля в Анадырь на помощь потерпевшему аварию американскому летчи­ку Маттерну войдет в историю северной авиации как героический рейс, совершенный в небывало трудных условиях…».

А вот, что пишет биограф Леваневского Ю.П. Сальников: «Самые большие трудности предстояло преодолеть штур­ману во время полета над бурным Охотским морем. Лететь без види­мых ориентиров, только по приборам. Зато вместо кружного пути — прямая линия. Штурман Левченко вывел самолет точно на выбранный ориентир и выполнил задачу на «отлично». Сойдя на берег, обычно не склонный к сентиментальности, Леваневский обнял его и расцеловал. С тех пор они всегда летали вместе».

Это не совсем точно. После полного приключений межконтинен­тального перелета, когда экипаж Леваневского доставил Маттерна в Ном, и возвращения на Родину, Сигизмунд Александрович принял уча­стие в эпопее спасения челюскинцев. Леваневский летел туда один, без Левченко, и стал одним из первых Героев Советского Союза.

Известны слова Валерия Чкалова, сказанные им о Леваневском: «Ему, а не мне принадлежит идея перелета через полюс…».

Да, идея трансполярного межконтинентального перелета через Се­верный полюс, столь блестяще осуществленного Валерием Чкаловым в 1937 году, была выдвинута Сигизмундом Леваневским в тридцать пя­том. Леваневского приняли в Кремле, его план одобрили, создали комиссию во главе с Г.К. Орджоникидзе и А.Н. Туполевым. Комплектуя экипаж, Леваневский назначил штурманом, конечно же, своего испытанного друга Виктора Левченко.

Они вылетели 3 августа 1935 года и рассчитывали через трое су­ток совершить посадку в США. Но когда самолет шел уже над Баренцевым морем, вышел из строя маслопровод. Пришлось прекратить по­лет и вернуться на ближайший аэродром.

Вскоре экипаж вызвали на заседание Политбюро ЦК ВКП(б). Лет­чикам предложили отправиться в США и посмотреть, что можно купить для задуманного перелета, что можно использовать из богатого опыта американской авиапромышленности.

Леваневский и Левченко выехали в США. Оттуда они в 1936 году и совершили знаменитый перелет Лос-Анджелес - Москва, за который наш земляк был награжден высшим орденом страны. К этому времени Виктор Иванович, которому Леваневский с самого начала доверял штур­вал, учил искусству пилотирования, окончил Качинскую школу пилотов и стал дипломированным летчиком.

Леваневский говорил:

— Меня увлекает идея перелета через полюс не только для рекорда. Я верю в создание новой и удобной регулярной трассы.

На Политбюро он заявил, что трансполярный перелет невозможен на одномоторном самолете. И когда был создан АНТ-25 и Чкалов пред­ложил Леваневскому как автору идеи перелета через Северный по­люс лететь в качестве командира экипажа, тот отказался. Он не полетел с Чкаловым, в частности, потому, что прекрасный самолет АНТ-25 не мог брать с собой никакого груза, а четырехмоторный Н-209 конст­рукции В.Ф. Болховитинова мог совершить межконтинентальный пе­релет с двумя тоннами груза на борту. Такого самолета не было еще нигде в мире, и на Леваневского он произвел очень сильное впечатле­ние.

Старт был назначен на 18 часов 15 минут 12 августа 1937 года. Вслед за командиром заняли свои места второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, радист Николай Галковский, бортмеха­ники Николай Годовиков и Григорий Побежимов.

— Твой день рождения, Виктор Иванович, — сказал перед вылетом Леваневский, — мы отметим в Америке.

Через шесть дней после старта Левченко должен был исполниться 31 год.

Встретил ли он свой тридцать первый день рождения и где — этого мы не знаем. 13 августа Н-209 прошел Северный полюс, а час спустя, в 14.32, с борта самолета поступило тревожное сообщение: «Крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода. Высота 4600 метров. Идем в сплошной облачности. Ждите…».

Больше от экипажа Леваневского радиограмм не поступило, ни в тот час, ни позже — никогда.

Вся страна, весь мир прислушивался к радиоприемникам, вчитывал­ся в столбцы газет — что с Леваневским и его товарищами? Предполагали, что Н-209 совершил вынужденную посадку на льдину и не может сообщить о себе из-за неисправности рации. Знали, что у летчиков запас продовольствия на полтора месяца, теплая одежда и оружие. Ждали и надеялись.

Поиски пропавшего самолета велись международными силами мно­гие месяцы, но — безуспешно. Что случилось с машиной и экипажем, так и осталось загадкой по сей день.

Виктор Левченко начинал свою трудовую деятельность юнгой па­русника на Азовском море. У него был любимый афоризм: «Живем на море и умрем на море». Похоже, эти слова оказались пророческими.

В честь Леваневского и его товарищей названы несколько точек в Арктике и Антарктиде. Один из мысов на западной оконечности острова Сальм (Земля Франца-Иосифа) назван именем мариупольца Вик­тора Левченко. В географическом справочнике фамилии Леваневского и Левченко стоят рядом. Конечно, роль здесь сыграл алфавитный порядок, но как символично, что имена неразлучных друзей и в геогра­фическом справочнике оказались рядом.

В 1936 году, во время перелета Лос-Анджелес — Москва, когда под крылом самолета проплывала ледяная Арктика, Виктор Иванович как- то сказал:

— А в Мариуполе сейчас, на Азовском море, жара, должно быть, несу­светная. И вода в море — как теплый рассол.

— Да, поваляться бы сейчас на горячем песочке, — поддержал разго­вор Сигизмунд Александрович.

— А что, давай после перелета махнем к моей матери, покажу тебе Мариуполь, поплаваем в теплом море, не век же со студеными дело иметь.

— Идет.

Леваневский в Мариуполь не приехал, так сложились обстоятель­ства. Но в этом городе друзья-побратимы все-таки встретились. В Мариуполе есть улица Леваневского, есть и улица Левченко. В 1986 году, когда в городе открывали мемориальную доску в честь В.И. Левченко, из Ленинграда на торжество приехали дочери летчика-героя — педагог Валентина Викторовна и инженер Татьяна Викторовна.

Автор: Лев Яруцкий. «Приазовский рабочий», 12 августа 1987 года.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12136 публикаций
Сайт: old-mariupol.com/shturman-arkticheskix-trass/
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...