13.01.2024 12:47
Новости.
Просмотров всего: 6993; сегодня: 2.

13 января 1940 года завершился дрейф ледокола «Георгий Седов»

13 января 1940 года завершился дрейф ледокола «Георгий Седов»

Легендарный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» продолжался 812 дней. Когда программа исследований была уже практически закончена пароход оказался в ловушке среди тяжелых льдов. В Гренландском море к дрейфующему пароходу на расстояние 25 миль подошел ледокол «Иосиф Сталин», и 13 января 1940 года вывел его из опасных льдов. Пройденный путь составил 3307 миль.

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Корабль был в Карском море 22 июля. Выполнив здесь план работ, экспедиция прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов.

Программа исследований была почти закончена, когда пароход послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжелых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом, закрыт был путь и на запад, через пролив Вилькицкого.

Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского. На 200 миль южнее того места, где 44 года назад остановился Фритьоф Нансен на своем «Фраме».

Только 30 октября пришел приказ начальника Главсевморпути - переходить на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было. Начальником дрейфующего каравана был назначен профессор Рудольф Самойлович. После первой зимовки, с 18 апреля 1938 года, исполнял обязанности начальника каравана капитан «Садко» - Хромцов, «Георгия Седова» - Швецов. Из эксплуатации машина была выведена 10 ноября, погасили топки, перешли на отопление с помощью буржуйки, освещение - керосинка и свечи.

За первый месяц дрейфа суда оставили за собой 320 километровую к полюсу. Из Тикси 3 апреля вылетели самолеты звена Героя Советского Союза Алексеева - «Н-170», «Н-171», «Н-172», не пробыв и двух часов после посадки на льдах отправились обратно эвакуировав 22 человека. От Тикси их отделяло 1100 км, для второго рейса была создана промежуточная база.

На «Н-170» и «Н-172» 18 апреля Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. В последнем рейсе 26 апреля эвакуировали еще 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек - 33 во всем караване. После осмотра водолазом Николаевым, удалось установить, что руль «Георгия Седова» поврежден одним из сжатий - судно самостоятельно управляться не могло.

К каравану подошел ледокол «Ермак» 28 августа 1938 года, тем самым установив мировой рекорд свободного высокоширотного плавания. Экспедицией командовал заместитель начальника Главсевморпути Марк Шевелев. После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», «Ермак» с «Малыгиным» ушли в ледовую разведку, но вскоре «Ермак» потерял винт. Ввиду угрозы того, что суда застрянут во льдах, было принято решение оставить «Седов» на вторую зимовку. Корабли ушли 30 августа.

В Главсевморпути 13 сентября приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября - и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжелой ледовой обстановки ледоколы остановились.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда судно получило крен 18 градусов на правый борт, в результате чего под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Невозвратный клапан не сработал. Поступающая в холодильник вода своим напором выдавила прокладку крышки холодильника и стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30 градусов.

К концу лета 1939 года запасов угля оставалось 44 тонны, этого хватило бы на 2,5 суток полного хода. Уже в Гренландском море 3 января 1940 года к дрейфующему пароходу на расстояние 25 миль подошел ледокол «Иосиф Сталин», на оставшиеся мили он потратил 10 дней и 13 января 1940 года вывел его на чистую воду. Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь составил 3307 миль. Суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене 21 января. 

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12136 публикаций
Сайт: rus.team/events/zavershilsya-drejf-v-ldakh-arktiki-ledokola-georgij-sedov
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...